Главная Новости

На страже чистоты

Опубликовано: 01.09.2018

видео На страже чистоты

Online.io - На страже чистоты интернета. Обзор ICO проекта.

Мусор окружает нас повсюду. Мы едим, спим, веселимся — и оставляем за собой бесконечный шлейф из одноразовых пакетов, старых зубных щеток, порванной обуви и сломанных компьютеров. Все это из наших мусорных баков свозится на огромные полигоны неподалеку от городов. Там отходы сваливаются в кучу, трамбуются, пересыпаются грунтом и остаются гнить на долгие годы. Об этом не очень хочется думать. Как и о том, сколько наших старых вещей могли бы получить вторую жизнь, приложи мы немного усилий. Проще выкинуть — и забыть.



Но работники самых грязных мест  — мусорных свалок — думают совсем не так. Сотрудники Иркутского полигона твердых бытовых отходов в мусорных отвалах видят непрожитые жизни, распознают бесценные сокровища и дают им второй шанс. И приглашают людей увидеть, как живут теперь их стиральные машины, старые шины, картины и велосипеды.

Снегоуборщики аэропорта, на страже чистоты

Иркутский полигон ТБО. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

«Я родился и вырос в деревне, не привык много выбрасывать, — рассказывает директор полигона ТБО Александр Расторгуев. — Могу всему найти применение. Так что сначала просто откладывал то, что жалко было утрамбовывать. А потом понял, что с этим надо что-то делать».


Science Slam Tobolsk 2017 — Илья Серёжкин «Новые пробиотики: бактерии на страже чистоты»

До того, как Александр возглавил полигон, тот был самым обычным, как все прочие. Горы мусора, рев грузовиков. Приехали, взвесили, свалили, уехали. Но ему захотелось волшебства. Даже здесь.

Мусоровоз и рыцарский конь. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

«Начали мы с ворот, — рассказывает он. — По всему Иркутску строительство шло, больше всего привозили ненужной древесины. Ну, я подумал, чего ей гнить. Предложил сделать такой острог».

Въездные ворота полигона. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Сначала он работал один. Коллеги только посмеивались — в кулачок, аккуратно: кто ж смеется громко над начальником? Потом один заинтересовался. Затем еще один. Сегодня «музей мусора» оснащает человек десять.

«Немного, конечно, — вздыхает Александр. — Но я рад, что им это все тоже пришлось по душе. Лучше так, чем пить, когда работы нет».

Иркутский полигон ТБО. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Основную тему будущего строительства определила любовь к истории главного мастера. Средневековые сражения, рыцари, тактики различных боев, славянские верования, события Великой Отечественной войны — все это нашло отражение в «музейной экспозиции».

Машины. Они, кстати, на ходу. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Главное, разумеется, — крепость. Построена из остатков строительных материалов. Ее охраняют железные рыцари двух неких орденов — на их щитах можно заметить два вида крестов: простой и тройной.

Средневековая крепость.Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Главный вопрос многих — почему же чужеземные рыцари, а не родные богатыри? Ответ практичный: только их можно сделать целиком из металла. Витязи не заковывались в броню с ног до головы.

Мусоровозы на территории полигона. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Рыцари сделаны из всего подряд. Больше всего здесь обычных листов железа — тех, которые идут на крыши сараев. И останков стиральных машин. Но угадываются диски от автомобилей, запчасти от посудомоечных машин и прочее. «По винтикам» разобрать сложно — слишком уж они приглажены и отшлифованы. Все местные мастера отлично управляются со сварочными аппаратами и прочими инструментами.

Рыцарь. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Еще на подъезде к полигону мусоровозы обгоняют два корабля, плывущие к стенам крепости. «Была идея сделать сцену сражения, — объясняет Александр. — Как будто в крепости обороняются от нашествия с воды. Но пока руки не доходят».

Говорят, на постройку корабля уходит всего неделя.

Корабли у ворот. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Рядом с рыцарями соседствуют жители других эпох: роботы, огромные грузовики, даже сбитые фашистские самолеты.

Самолет. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Рядом с самолетами — небольшая трибуна. Здесь такой мини-полигон для реконструкции, для своих. Сюда 9 мая и 22 июня звали ветеранов, чтобы показать им крохотный кусочек тех боев, в которых они принимали участие. Окопы, блиндажи, полевая кухня, фронтовая музыка. Все скромно, по-домашнему — и до слез.

Туристы смотрят военный полигон на полигоне ТБО. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

«В разные времена года выбрасываются разные вещи, — говорит Александр. — Зимой практически ничего нет, ближе к лету начинают чистить огороды. Но в последнее время тоже стало мало: люди научились сдавать металл за деньги. Сейчас цены на него хорошие. Мне теперь приходится там же искать детали — каждый день почти езжу. Почему сам не сдаю? Видимо, сделать что-то мне важнее, чем обогатиться».

Александр Расторгуев. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

За высокими крепостными стенами скрываются и более привычные для нас музейные витрины. С непривычным содержимым.

Музей мусора. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Под крышей громоздятся обычные вещи, которые в любом городе ежедневно летят на помойку. Старые картины, открутившие свое велосипеды, отпевшие пластинки и безглазые куклы. Целые жизни тех, кого работники полигона никогда не видели. Но выкинуть руки не поворачиваются.

«Мусорные полки». Фото: Антон Климов/Strana.Ru

По соседству — «живой мусор». Двух медвежат местные богатеи купили своим детям как домашних любимцев. Очаровательные малыши выросли в двух тяжелых зверей, которые портили в доме всю мебель и норовили вылезти в окно. Работники полигона должны были приехать за тушами усыпленных медведей. Но успели раньше. И попросили — отдайте живыми. Миша и Маша несколько лет вполне счастливо живут на полигоне. У них просторные вольеры и летом — бассейн для купания. «Ухаживать за ними проще, чем за собаками», — улыбается Александр.

Миша и Маша в бассейне. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Сегодня на полигон может приехать любой желающий. Бесплатно. Никто не планировал делать из него музей — так вышло само собой. Едут школьные группы, экологические кружки, коллеги-мусорщики, простые туристы, русские и иностранные. Фотографируются. Потом пишут в книге отзывов: «Я стал по-другому смотреть на мусор».

Турист осматривает полигон. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Разумеется, надо помнить о технике безопасности. Прежде всего, это действующий полигон, один из самых больших в России. В сутки он принимает около тысячи машин. При этом здесь следят за природой: мусор хоронится по уникальной патентованной технологии, так что уже в десяти метрах от полигона анализы воздуха, почвы и воды в пределах нужной нормы. Они, кстати, проводятся раз в квартал.

Туристы фотографируются у въезда на полигон. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

«Все это началось с любви к этим вещам, которые я не смог пустить под трактор, — объясняет Александр. — И до сих пор не могу этого сделать. Похоже, здесь мое место. Вещи ко мне так относятся — и я к ним. Мы нашли взаимную гармонию».

Мусор, перебравшийся в музей. Фото: Антон Климов/Strana.Ru

Адрес Полигона ТБО: Иркутская область , 5-й километр Александровского тракта. Как добраться: на садоводческих маршрутах № 136, 137, 138, 139 или автобусах Иркутск — Усть-Уда, Иркутск — Усть-Куда, Иркутск — Ширяева. Прямой общественный транспорт туда не ходит.

Редакция Strana.Ru благодарит за помощь в подготовке материала Туристско-информационный центр города Иркутска и лично заместителя директора Наталью Юдину.

rss