Задачи инновационного развития

Опубликовано: 01.09.2018

видео Задачи инновационного развития

"Инновационное развитие экономики"

Задачи инновационного развития

Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. И большинство исследователей считают, что он будет обеспечен прорыва­ми в области нанотехнологий. Совершенно понятно, что начало уклада — этот тот исторический момент, когда происходит формирование новых брендов, глобальных рынков. Когда компании, начинающие с классичес­ких start-up из трех человек в «гараже», за считанные годы выходят на объемы продаж в сотни миллионов, а затем миллиарды долларов.



Единственный вопрос, который мучает многих: возможно ли это в принципе сделать в нашей стране, при условии коррупции, бю­рократии, воровства? И тут следует заметить, что и в нашей стране в сфере инноваций за последние 20 лет кое-что произошло. Мы этого не замечали еще и потому, что большая часть событий разворачивалась не в Москве, а в регионах: Томске, Ставрополе, Пензе, Чебоксарах. В этих и других регионах уже сегодня существуют десятки конку­рентоспособных на глобальном рынке компаний с объемом продаж до 100 млн долл. каждая. Эти компании родились 10 — 12 лет назад и преодолели тысячи барьеров, выставленных нашим государством на пути инновационной экономики. Но очевидно, что нам нужны сотни компаний с миллиардными оборотами.


Упражнения для развития креативности

Ситуация сегодня несколько изменилась. Инновационная эконо­мика — четко обозначенный приоритет государственного развития. Он поддержан вполне конкретным набором мер. В частности, создана президентская комиссия по модернизации и технологическому разви­тию экономики, на которой всерьез обсуждаются актуальные проблемы hi-tec индустрии. Вслед за ней создана правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Именно в связи с решениями этих органов приняты первые серьезные законодательные меры, на­правленные на стимулирование инновационных процессов.


Развитая наука -- основа сильной экономики

Например, речь идет о внесении поправок в закон о техническом регулировании. Еще одна важная законодательная инициатива — федеральный закон № 217, в котором говорится о создании малых инновационных предприятий при вузах и академических институтах. Безусловно, этот документ не идеален. Но сегодня при российских вузах создано уже более 400 малых инновационных предприятий.

Внесены поправки в миграционное законодательство. С 1 июля если иностранцу установлена зарплата на уровне 2 млн рублей в год, то он может приезжать в Россию без ограничений. Радикально упро­щается визовый режим, регистрация при переезде и т.д.

Важнейшим сигналом считаю идею создания так называемых инновационных программ на каждом предприятии с государствен­ным участием. Серьезный импульс дан и крупному частному бизнесу. В январе 2010 г. на президентской комиссии было принято решение, в соответствии с которым заявки на крупные инновационные проек­ты с целевым объемом продаж к 2015 г. не менее 15 млрд руб. будут поддерживаться государством. Сейчас завершается процесс их отбора. В настоящее время в портфеле более 40 проектов.

Сбавить обороты и задуматься

Чего пока не хватает? Мне кажется, сейчас, после активного, но не всегда системного движения вперед, необходимо на некоторое время сбавить темп, оценить сделанное и заново обозначить цели. Нужна комплексная стратегия инновационного развития. Изложу свое видение обязательных требований к такому документу.

Для начала нужно выбрать оптимальный горизонт планирования. На мой взгляд, десять лет — это разумный компромисс между пол­ной потерей содержания при планировании на «длинную дистанцию» и слишком коротким периодом, за который в стране просто невозможно сделать ничего крупного.

Далее, в этом документе необходимо определить, какую роль мы намерены играть на глобальном рынке инноваций. Делать, как Израиль, ставку на создание интеллектуальной собственности без разворачивания крупных производств или, наоборот, как Япония, сконцентрироваться на формировании крупного инновационного биз­неса.

{SITELINK-S108}Рынок труда{/SITELINK}

{SITELINK-S218}Проведение комплексной оценки результаов труда и деловых качеств работников{/SITELINK}

rss