Оперетта

Опубликовано: 05.01.2019


итал. operetta, уменьшит. от opera; букв. — маленькая опера

1) С 17 в. до середины 19 в. небольшая опера. Смысл термина «оперетта» с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определённый жанровый тип (бытовая комедия, пастораль), в Австрии и Германии его иногда применяли к зингшпилю и др. разновидностям комической оперы с разговорными диалогами. Во Франции в 50-70-х гг. 19 в. Ж. Оффенбах называл опереттой небольшие одноактные сочинения лирико-бытового плана, близкие французской комической опере («Песенка Фортунио»). Одновременно по отношению к аналогичным произведениям пародийного характера он пользовался таким обозначением, как «музыкальная буффонада», а многоактные музыкально-сценические пародии («Орфей в аду») называл opera bouffe (в отличие от традиционного итальянского термина opera-buffa и французского opera comique). Позднее их тоже стали называть опереттами, как и некоторые комические оперы (opera comique) Оффенбаха и др. композиторов.

2) В современном понимании оперетта — один из видов музыкального театра, музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные и музыкально-хореографические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки (главным образом куплетная песня и танец). В оперетте используются и специфические оперные формы — арии, ансамбли, хоры, но они обычно более просты и тоже выдержаны в песенно-танцевальном характере. Вокальные и хореографические номера служат в оперетте развитию действия, утверждению идеи произведения и составляют драматургически взаимосвязанное целое. Это отличает оперетту от водевиля, обозрения, др. разновидностей муз. комедии и муз. драмы, где музыка играет вспомогательную, дивертисментно-декоративную роль. Родственная опере с разговорными диалогами, оперетта отличается от неё общедоступностью музыки, тесно связанной с музыкальным бытом соответствующей страны и эпохи.